Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 им. П.П. Бажова»
Приложение
к образовательной
программе
дополнительного
образования детей
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дополнительному образованию
ВОЛЕЙБОЛ
Сысерть 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В системе физического воспитания в нашей стране особое внимание уделяется
детскому возрасту, поскольку на этом этапе развития закладывается основа дальнейшего
совершенствования и формируется потенциал физических возможностей, которые могут
быть реализованы в различных сферах деятельности человека.
Дополнительная
образовательная
программа
относится
к
спортивнооздоровительному направлению и предназначена для углубленного изучения раздела
«Волейбол» образовательной программы основной школы (7-11 кл.). Целесообразность и
актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволят учащимся
восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное
время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «волейбол» в
школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в
особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как
её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у подростков,
имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы
детского организма. Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено
уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование
тактических приёмов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить
уровень соревновательной деятельности в волейболе. Кроме этого, по ходу реализации
программы предполагается использование ИКТ для мониторинга текущих результатов,
тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернет,
просмотра учебных программ, видеоматериала и т. д.
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной
направленности «Волейбол» для учащихся 7-11 классов разработана на основе:
- требований нормативных документов Министерства образования и науки Российской
Федерации, в том числе новых федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования.
- действующих образовательных программ по физической культуре для образовательных
учреждений.
Программа спортивно-оздоровительного направления «Волейбол» для учащихся
основной и средней школы по своему содержательному наполнению ориентируется на
укрепление здоровья школьников.
Цель:
- способствовать всестороннему физическому развитию;
- способствовать вовлечению учащихся в двигательную деятельность.
Основные задачи:
1. Оздоровительная задача.
Укрепление здоровья. Совершенствование физического развития.
2. Образовательные задачи.
Обучение основам техники и тактики игры волейбол. Развитие основных физических
качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости; Формирование у
занимающихся необходимых теоретических знаний в области физической культуры для
самостоятельного использования их в повседневной жизни.
3. Воспитательные задачи.
Формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом.
Воспитание моральных и волевых качеств.
Общая характеристика курса
Волейбол - один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в
стране. Занятия волейболом улучшают работу сердечно - сосудистой и дыхательной
систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов. Постоянное
взаимодействие с мячом способствует улучшению периферического зрения, ориентировке
в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы.
Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических
возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками.
Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений.
Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и
психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий,
дополняющих уроки физической культуры.
В предложенной программе выделяются четыре раздела:
1. Основы знаний. 2. Общая физическая подготовка. 3. Специальная подготовка. 4.
Примерные показатели двигательной подготовленности.
В разделе «основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний
учащихся о собственном организме; о гигиенических требованиях; об избранном виде
спорта.
В разделе «общефизической подготовки» даны упражнения, строевые команды и другие
двигательные действия. Общефизическая подготовка способствует формированию общей
культуры движений, развивает определенные двигательные качества.
В разделе «специальной подготовки» представлен материал по волейболу
способствующий обучению техническим и тактическим приемам.
В разделе «Примерные показатели двигательной подготовленности» приведены
упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности занимающихся:
Контрольные нормативы по технической подготовке с учетом возраста.
Нормативы по физической подготовке.
Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями –
физическими упражнениями. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом
необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых технических
элементов, просмотр презентаций.
Два раза в год должны проводиться контрольные испытания по общей и специальной
подготовке.
Теоретические и практические занятия, общеразвивающие и специальные упражнения.
Значение волейбола в общеобразовательной системе, общеразвивающих и специальных
упражнений в системе общефизической подготовки.
По окончании реализации программы ожидается достижение следующих
результатов: - достижение высокого уровня физического развития и физической
подготовленности у 100 % учащихся, занимающихся по данной программе; - повышение
уровня технической и тактической подготовки в данном виде спорта; - устойчивое
овладение умениями и навыками игры; - развитие у учащихся потребности в продолжение
занятий спортом как самостоятельно, так и в спортивной секции, после окончания школы;
- укрепление здоровья учащихся, повышение функционального состояния всех систем
организма; - умение контролировать психическое состояние.
Программа «Волейбол» направлена на реализацию следующих принципов:
- принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм организации
занятий, учитывающих возрастно - половые и индивидуальные особенности детей.
-принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей
осмысленного отношения к выполнению поставленных задач.
-принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам, который
создает благоприятные условия для развития личностных способностей.
- принцип последовательности
обеспечивает перевод двигательного умения в
двигательный навык
Личностные и метапредметные результаты
Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым
уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными
и
предметными результатами.
Личностные результаты:
- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и
способы их улучшения.
Предметные результаты:
-формирование знаний о волейболе и его роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю
зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
Данная программа делает акцент на формирование у учащихся культуры здоровья
и предполагает:
потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных
соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на
соревнованиях;
спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и
регулярное участие в спортивных соревнованиях;
стремление индивида вовлечь в занятия волейболом свое ближайшее окружение (семью,
друзей, коллег и т.д.).
Место программы в учебном плане
Программа
соответствует
федеральному компоненту государственного
образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы
организации внеурочной деятельности учащихся 7-11 класса. Рассчитана на 140 учебных
часов в год, 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа). Режим занятий: занятия по данной
программе проводятся в форме тренировок, лекций, экскурсий, просмотра
видеоматериала, соревнований, товарищеских встреч, сдачи контрольных нормативов,
мониторинга, контрольного тестирования, самостоятельных подготовок, индивидуальных
занятий.
Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка.
Особенности набора детей – учащиеся 7-11 классов с разным уровнем физической
подготовленности, группой здоровья – основная.
Количество обучающихся в группе – 20 человек.
Формы контроля – опрос, тесты-практикумы.
Основное содержание курса
Примерное распределение учебного материала
часов
№
Учебный материал
т
п
Перемещения
Стойка игрока (исходные положения)
1
4
Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом
2
4
вперед
Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки
4
3
вверх)
Передачи мяча
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Передача сверху двумя руками вперед-вверх (в опорном положении)
Передача сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку)
Передача сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи
Передача мяча снизу двумя руками над собой
Передача мяча снизу двумя руками в парах
Подачи мяча
Нижняя прямая
Верхняя прямая
Подача в прыжке
Атакующие удары (нападающий удар)
Прямой нападающий удар (по ходу)
Нападающий удар с переводом вправо (влево)
Прием мяча
Прием мяча снизу двумя руками
Прием мяча сверху двумя руками
Прием мяча, отраженного сеткой
Блокирование атакующих ударов
Одиночное блокирование
Групповое блокирование (вдвоем, втроем)
Страховка при блокировании
Тактические игры
Индивидуальные тактические действия в нападении, защите
Групповые тактические действия в нападении, защите
Командные тактические действия в нападении, защите
Двухсторонняя учебная игра
Подвижные игры и эстафеты
Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических
приемов и тактических действий
Игры развивающие физические способности
Физическая подготовка
Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей,
выносливости, гибкости
Судейская практика
Судейство учебной игры в волейбол
ИТОГО
Основы знаний (теоретическая часть):
Основы истории развития волейбола в России;
Сведения о строении и функциях организма человека;
Правила игры в волейбол (пионербол);
Места занятий, инвентарь.
Общефизическая подготовка (практическая часть):
Строевые упражнения;
Гимнастические упражнения;
Легкоатлетические упражнения;
Подвижные и спортивные игры.
Специальная физическая подготовка (практическая часть):
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
2
2
4
2
2
20
12
8
8
2
6
2
134
Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий;
Подвижные игры;
Упражнения для развития прыгучести;
Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах
мяча;
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач
мяча;
Техника нападения (практическая часть):
Перемещения и стойки;
Действия с мячом. Передачи мяча;
Техника защиты:
Действия без мяча: скачек вперед, остановка прыжком, сочетание способов
перемещений и остановок.
Тактическая подготовка. Тактика нападения:
Индивидуальные действия
Командные действия
Тактика защиты:
Индивидуальные действия
Командные действия
Контрольные игры и соревнования:
теоретическая часть
Правила соревнований
практическая часть:
Соревнования по подвижным играм с элементами волейбола
Учебно-тренировочные игры
Физическая подготовленность
Стойки и перемещения.
Перемещения приставными шагами лицом вперёд, правым, левым боком
вперёд и спиной вперёд.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ:
Общефизическая и специальная физическая подготовка.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Виды испытаний
мальчики
девочки
Бег 30 м
Челночный бег 3х10 м
Прыжки в длину с места, см
6-минутный бег, м
Наклон вперёд из положения сидя, см
Подтягивание на высокой перекладине из виса
(мальчики), кол-во раз; на низкой перекладине
из виса лёжа (девочки)
с 6,1 - 5,5
9,3 – 8,8
160 - 180
1000-1100
6-8
4-5
6,3 – 5,7
9,7 – 9,3
150 - 175
850-1000
8 - 10
10 - 14
7
8
9
Прыжки со скакалкой (раз за 1 мин)
Прыжки в высоту с разбега, см
Прыжки в высоту с места, см
100-110
90-100
40-45
110-120
80-90
35-40
Технико-тактическая подготовка.
№
п/п
1
2
3
4
Виды испытаний
мальчики
девочки
Нижняя прямая подача с расстояния 6 м от
сетки (кол-во удачных попыток из 10)
Жонглирование мячом над собой верхней
передачей (кол-во раз)
Жонглирование мячом над собой нижней
передачей (кол-во раз)
Первая передача (прием) на точность из зоны
6 в зону 3 (расстояние 6 м)
7-9
6-8
8-10
5-7
5-7
4-6
3
2
Тематическое планирование
Темы уроков
Техника и обучение техническим приёмам игры
Обучение стойке волейболиста и технике перемещений
- приставными шагами - двойным шагом- прыжками
- вперёд-назад двойным шагом - спиной вперёд
- скачками вперёд - по сигналу
- в стойке перемещения различными способами, с
выполнением различных заданий
Обучение техники передачи мяча сверху двумя руками
вверх-вперёд (в опорном положении) на месте
Освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче.
Передачи мяча:
- имитация передачи мяча двумя руками сверху на месте
и после перемещения
- передача мяча после подбрасывания
- передачи мяча в парах после набрасывания партнёром
Обучение техники передачи мяча сверху двумя руками
вверх-вперёд (в опорном положении) в движении
- передачи мяча над собой на месте, в движении, после
перемещения.
- передачи над собой и партнёру
- передачи осле варьирования расстояния и траектории
- передачи мяча в тройках
Характеристика основных
видов деятельности ученика
Овладение стойкой
волейболиста и различными
способами перемещения.
Принимать мяч сверху двумя
руками. Правильно
располагать пальцы рук на
мяче.
Уметь правильно передавать
мяч. Правильно располагать
пальцы на мяче и держать
локти в правильном
положении.
Передавать мяч сверху через
сетку в прыжке с места и не
большого разбега.
Передавать и перебивать мяч
через сетку, стоя спиной к
ней. Передавать мяч на
точность в мишени,
расположенные на стене, на
игровой площадке.
Подвижные игры с верхней передачей мяча.
- «Эстафеты у стены»
- «Мяч в воздухе»
- «Мяч над сеткой»
- «Вызов номеров»
Обучение нижней прямой подаче:
-имитация -подачи в парах -подачи через сетку -подачи
по зонам -подачи на точность - последовательно в зоны
1,6,5,4,2 - на партнёра, располагающегося в различных
точках площадки - между двух партнёров, стоящих рядом
на расстоянии от 2 до 1 м друг от друга
Обучение приёму мяча снизу двумя руками
- имитация приёма мяча в и.п. - в парах
- в стойке волейболиста Принимать мяч снизу двумя
руками. Правильно работать ногами. Работать в паре.
-подбивание мяча с продвижением
- приём мяча наброшенного партнёром - в парах
- приём мяча после отскока от пола
- приём мяча после набрасывания через сетку.
Развитие ловкости,
внимательность. Умение
играть в команде.
Взаимовыручка и
взаимодействие игроков.
Научится подавать нижнюю
подачу. Уметь направлять мяч
в заданную зону. Подавать
мяч снизу. Выполнять
большое количество подач
подряд.
Уметь принимать мяч снизу.
Сочетать правильную работу
рук и ног. Принимать мяч
после перемещений. Уметь
принимать мяч в паре и через
сетку.
Верхняя прямая подача:
- имитация подачи мяч - подачи в стену - подачи в парах
- подачи через сетку - подачу в правую и левую половину
площадки - подачи на точность - соревнования на
большое количество подач в заданный участок
Передача мяча через сетку в прыжке:
- имитация верхней передачи мяча в прыжке через сетку с
места и небольшого разбега - верхняя прямая подача в
прыжке после подбрасывания над собой - верхняя прямая
подача в прыжке после подбрасывания вперёд-вверх и
небольшого разбега
Передача мяча сверху двумя руками назад (в опорном
положении)
- имитация передачи мяча - в парах - в тройках - в
четвёрках - передачи через сетку назад - передачи на
точность в мишени, расположенные на стене - передачи
мяча из зон 3 за голову в зону 2 - передачи мяча из зоны 3
за голову в зону 4
Приём мяча, отражённого сеткой:
- приём мячей, отскочивших от сетки с собственного
набрасывания - приём мячей после набрасывания в сетку
другим игроком - приём мячей после удара в сетку
другим игроком
Прямой нападающий удар:
- прыжок вверх толчком двух ног с места, с разбега в
один, два и три шага. - имитация нападающего удара в
прыжке с места - имитация нападающего удара в прыжке
с разбега - в парах - броски теннисного мяча в прыжке с
Подавать верхнюю подачу.
Подавать подачи по зонам и
на точность.
Передавать мяч сверху через
сетку в прыжке с места и не
большого разбега. Научится
правильному отталкиванию и
удару по мячу.
Передавать и перебивать мяч
через сетку, стоя спиной к
ней. Передавать мяч на
точность в мишени,
расположенные на стене, на
игровой площадке.
Знать особенности мяча
отскочившего от сетки.
Принимать мяч отражённый
сеткой. Уметь своевременно
выходить к мячу.
Уметь выполнять разбег и
толчок двух ног. Выполнять
нападающий удар с места и в
прыжке через сетку.
Научиться выполнять
места и разбега - броски теннисного мяча в прыжке с
места и разбега в парах - нападающий удар через сетку
- нападающий удар через сетку после подбрасывания
мяча - нападающий удар через сетку с разных зон
подбрасывания мяча - нападающий удар после встречной
передачи - нападающий удар со второй передачи
Одиночное блокирование:
- имитация блокирования
- передвижение вдоль сетки, с остановкой, прыжком и
выносом рук над сеткой - в парах через сетку, касаясь
ладонями друг друга над сеткой - в парах, занимающиеся
располагаются с противоположных сторон сетки. Один
набрасывает мяч на верхний край сетки, другой,
выпрыгивая вверх, ставит блок и отбивает мяч на
противоположную сторону. - блокирование после
набрасывания над сеткой - то же но набрасывание правее,
левее блокирующего - блокирование нападающего удара
выполненного из разных зон
нападающий удар после
подбрасывания мяча из
разных зон. Научиться
правильному разбег и выходу
к мячу.
Выполнять одиночное
блокирование через сетку.
Противодействовать
нападающему удару.
Своевременно выходить на
блок. Уметь предугадывать
действия нападающего
игрока.
Планируемые результаты освоения курса «Волейбол».
ЛИЧНОСТНЫЕ.
Первый уровень: усвоение школьником социально значимых знаний. Это в
первую очередь знание норм и традиций того общества, в котором он живёт.
Знание об истории волейбола и развития его в нашей стране.
Второй уровень: развитие социально значимых отношений. Формировать
положительное отношение к систематическим занятиям волейболом. Учить
взаимоотношению в команде. Развивать чувство патриотизма, любви к
Родине и физическому труду. Учить ценить своё здоровье и неприязнь к
вредным привычкам.
Третий уровень: приобретение школьником опыта осуществления социально
значимых действий
Понимать роль волейбола в укреплении здоровья. Научить школьников
самостоятельно составлять свой режим дня и график тренировок. Уметь
самостоятельно подбирать упражнения для своего физического развития.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Иметь представление об истории развития волейбола в России;
О правилах личной гигиены, профилактики травматизма
Технически правильно выполнять двигательные действия в волейболе.
Играть в волейбол по упрощенным правилам.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
Следовать при выполнении задания инструкциям учителя
Понимать цель выполняемых действий
Различать подвижные и спортивные игры
Учащиеся получат возможность научиться:
Принимать решения связанные с игровыми действиями;
Взаимодействовать друг с другом на площадке
Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Для реализации данной программы в школе имеется и может быть
использовано:
1. Спортивный зал площадью 162 м2
2. Уличная волейбольная площадка.
3. 2 волейбольные сетки
4. Волейбольные мячи 5 штук.
5. Сетка для переноса мячей 2 штуки.
8. Баскетбольные и футбольные мячи, шведские стенки, гимнастическое
оборудование.
9. Компьютеры с выходом в Интернет, программное обеспечение, экраны,
проекторы, учебники по физической культуре.
Реализация рабочей программы осуществляется на базе МАОУ СОШ
№ 6 г. Сысерть, по адресу: г. Сысерть, ул. Свердлова, 80.