Образовательная программа дополнительного образования

1

СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел образовательной программы дополнительного

3

образования
1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цели и задачи дополнительного образования

4

1.3. Концептуальная основа дополнительного образования

5

2. Содержательный радел образовательной программы дополнительного

6

образования
2.1. Содержание дополнительного образования

6

2.2. Условия реализации дополнительного образования

7

2.3. Планируемые результаты освоения программы

9

3. Организационный раздел образовательной программы дополнительного

10

образования
3.1. Учебный план МАОУ СОШ №6 г. Сысерть по реализации

10

образовательной программы дополнительного образования на 2021 – 2022
учебный год
3.2.Аннотация к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам МАОУ СОШ №6 на 2021-2022 учебный год

1. Целевой раздел образовательной программы дополнительного
2

11

Образования
1.1. Пояснительная записка
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания,
развития личности и обучения посредством реализации дополнительных
общеразвивающих программ, оказания дополнительных образовательных услуг и
информационно – образовательной деятельности за пределами основных
образовательных программ в интересах человека, государства.
Реализация дополнительного образования обучающихся МАОУ СОШ № 6 по
общеразвивающим программам осуществляется на основе следующих нормативноправовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РВ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726р);
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06 – 1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 –
14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996 – р;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные приказом Минобрнауки от
28 декабря 2010 г. № 2106;
- Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729 – р «План
мероприятий на 2015 – 2020 годы по реализации Концепции развития
дополнительного образования детей»;
- Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеобразовательных (общеразвивающих) программ;
- Устав МАОУ СОШ №6;
Дополнительное образование в соответствии с частью 1 статьи 75
Федерального закона № 273 – ФЗ направлено на формирование и развитие
творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в
интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании,
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в
обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей,
проявивших выдающиеся способности.
3

Программа дополнительного образования составлена с учетом возрастных и
индивидуальных способностей детей.
Дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального
развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных
потребностей детей и их родителей, что особенно важно, поскольку не все дети
обладают способностями к академическому учению.
Дополнительное образование в МАОУ СОШ № 6 создано в целях реализации
процесса становления личности, разностороннего развития личности в
разнообразных развивающихся средах.
Дополнительное
образование
детей
является
равноправным,
взаимодополняющим компонентом базового образования, удовлетворяющим
потребности детей в самообразовании.
Образовательная деятельность по дополнительной программе направлена на:
творение индивидуальных потребностей обучающихся в
в занятияхфизической культурой и спортом;
жизни; (в ред. Приказа Минпросвещения России от 05.09.2019 N 470)
е и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
профессионального самоопределения обучающихся;
ие условий для получения начальных знаний, умений, навыков в области
физической культуры и спорта, для дальнейшего освоения этапов спортивной
подготовки; (в ред. Приказа Минпросвещения России от 05.09.2019 N 470)
тей и интересов обучающихся,
не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за
пределами федеральных государственных образовательных стандартов и
федеральных государственных требований.
1.2. Цели и задачи дополнительного образования
Основные цели и задачи дополнительного образования обучающихся МАОУ
СОШ № 6 соответствуют Концепции развития дополнительного образования
обучающихся.
Целью дополнительного образования является формирование и развитие
способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в
физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного
образа жизни, укрепление здоровья, организация их свободного времени.
Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного
образования программы, имеющей физкультурно-спортивную направленность, и
внедрения современных методик обучения и воспитания детей, развития их умений
и навыков.
Основными задачами дополнительного образования обучающихся являются:
- изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании
детей;
4

- обеспечение гарантий права ребенка на получение дополнительного образования
по общеразвивающим программам;
- обеспечение необходимых условий для личностного, духовно-нравственного,
физического развития и воспитания обучающихся;
- формирование условий для создания единого образовательного пространства;
- формирование общей культуры личности обучающихся, их социализации и
адаптации к жизни в обществе;
- формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья
обучающихся;
1.3 . Концептуальная основа дополнительного образования МАОУ СОШ № 6.
Актуальность
и
педагогическая
целесообразность
организации
дополнительного образования в МАОУ СОШ № 6 заключается в том, что оно,
дополняя возможности и потенциалы общего образования, помогает обеспечивать
непрерывность образования, развивать и осуществлять в полной мере технологии и
идеи личностно-ориентированного образования.
Деятельность школы по дополнительному образованию детей строится на
следующих принципах:
- природосообразности: принятие ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее,
чем воспитание. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо
найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже
есть, выращивать то, чего пока нет;
- гуманизма: через систему мероприятий обучающиеся включаются в различные
виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха каждого ребенка;
- демократии: совместная работа школы, семьи, других социальных институтов,
учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому ребенку
максимально
благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития,
удовлетворения его творческих и образовательных потребностей;
- творческого развития личности: каждое дело, занятие (создание проекта,
исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество
обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов;
- свободного выбора каждым ребенком вида деятельности: свобода выбора
объединений по интересам
- не неформальное общение, отсутствие жесткой регламентации делают
дополнительное образование привлекательным для обучающихся любого возраста;
- дифференциация образования с учетом реальных возможностей каждого
обучающегося: существующая система дополнительного образования обеспечивает
сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в
разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу,
самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая
интересы других.
Функции дополнительного образования:
- образовательная – обучение ребенка по дополнительным общеобразовательным
программам, получение им новых знаний;
- воспитательная – обогащение культурного слоя, формирование в школе
культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров,
5

ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
- информационная – передача педагогом ребенку максимального объема
информации (из которой последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);
- коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и дружеского
общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;
- рекреационная- организация содержательного досуга как сферы восстановления
психофизических сил ребенка;
- интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;
- компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности,
углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих
эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего
образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в
избранных им сферах творческой деятельности;
- социализация – освоение ребенком эмоционального опыта, приобретение им
навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых
для жизни;
- самореализация – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых
формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное
саморазвитие.
Перечисленные
позиции
составляют
концептуальную
основу
дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам
гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека,
его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка,
ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную
уважения.
2. Содержательный раздел образовательной программы
дополнительного образования
2.1. Содержание дополнительного образования
Дополнительное образования обучающихся МАОУ СОШ № 6 реализуется
через физкультурно-спортивную направленность.
Целью
физкультурно-спортивной
направленности
дополнительного
образования является воспитание и привитие навыков физической культуры
обучающихся, формирование потребности здорового образа жизни. Работа с
обучающимися предполагает решение следующих задач:
-создание условий для развития физической активности с соблюдением
гигиенических норм и правил;
- формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и
проигрышу;
- организация межличностного взаимодействия на принципах успеха.
Содержание образовательной программы соответствует:
направленности дополнительной общеразвивающей программы;
- в принципах обучения;
6

- в формах и методах обучения;
- в методах контроля и управления образовательной деятельностью;
- в средствах обучения.
Используемые методы организации образовательной деятельности в системе
дополнительного образования МАОУ СОШ № 6:

тративные (использование иллюстративного материала художественной и
периодической печати)
ных педагогических технологий в
организации работы с детьми)
функции памяти). Используются при повторении, закреплении.
-иллюстративные (объяснение, описание на иллюстративном
фактическом материале)
-поисковые

(предположения,

самостоятельность

рассуждения,

постановка
отдельных проблемных вопросов)
е задания)
Формы занятий: индивидуальные, групповые, фронтальные
Виды занятий:

2.2.Условия реализации
образовательной программы дополнительного образования
Развитие системы дополнительного образования детей зависит от успешности
решения целого ряда задач организационного, кадрового, материальнотехнического, программно-методического, психологического характера.
Организационно-педагогические условия направлены на развитие системы
дополнительного образования детей в МАОУ СОШ № 6 и способствуют созданию
единого воспитательного и образовательного пространства.
Занятиями по программам дополнительного образования охвачены дети в
возрасте от 6,6 до 18 лет. Каждый ребенок может заниматься в одной или
нескольких группах.
Однако в соответствии с СанПиН, посещение ребенком занятий более чем в 2х объединениях (секций, кружки и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно
совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля.
7

Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40 – 45
минут.
Учебный год в объединениях дополнительного образования начинается с 02
сентября и заканчивается 31 мая текущего года.
Занятия проходят в следующих формах организации образовательного
процесса (в зависимости от содержания программы): индивидуальные, групповые,
массовые. Виды занятий по программе определяются содержанием программы и
могут предусматривать лекции, практические занятия, тренинги, выполнение
самостоятельной работы, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных
работ.
Обучение осуществляется на русском языке.
Срок освоения программы (количество недель, месяцев, лет) определяется
содержанием программы и обеспечивает возможность достижения планируемых
результатов. Периодичность и продолжительность занятий определяется
содержанием программы.
Прием детей в объединения осуществляется по желанию обучающихся
(родителей (законных представителей)).
Обучение ведется в соответствии с календарным ученым графиком и учебным
планом дополнительного образования.
В МАОУ СОШ №6 созданы необходимые условия для организации
дополнительного образования:
Кадровые условия – направлены на профессиональный рост педагогов
дополнительного образования. Поддерживается творческое сотрудничество
педагогов дополнительного образования с учителями-предметниками, классными
руководителями,
совместное
обсуждение
волнующих
всех
проблем
(воспитательных, дидактических, общекультурных).
Психологические условия направлены на создание комфортной обстановки, и,
в частности, в рамках дополнительного образования детей, способствующей
творческому и профессиональному росту педагога. Об успехах в области
дополнительного образования МАОУ СОШ № 6 информируются все участники
образовательных отношений.
Материально-технические условия обеспечивают:
1) возможность достижения обучающимися определенных результатов;
2) соблюдение санитарно-гигиенических норм, требований пожарной и
электробезопасности, охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников.
Обучение проводится на базе МАОУ СОШ № 6 (спортивный зал, спортивная
площадка), по адресу: г. Сысерть, ул. Свердлова, 80.
Спортивный зал включает набор спортивного инвентаря: мячи волейбольные,
мячи баскетбольные, скакалки, сетка волейбольная, маты, канат, скамейки, а также
спортивные комплексы для лазания, подтягивания.
Спортивная площадка оборудована для занятий волейболом, имеется
разметка, установлены крепления для волейбольной сетки.

2.3. Планируемые результаты освоения программы

8

Одним из ключевых элементов дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы являются планируемые результаты ее освоения
обучающимися, которые представляют собой систему ведущих целевых установок
освоения всех элементов, составляющих содержательно-деятельностную основу
программы,
письменную
формулировку
предполагаемых
достижений
обучающегося, которые он сможет продемонстрировать. При проектировании и
реализации дополнительных программ необходимо ориентироваться на
метапредметные, предметные и личностные результаты.
Метапредметные результаты означают усвоенные обучающимися способы
деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при
решении жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности
способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые
обеспечивают способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых
знаний и умений.
Личностные результаты выключают готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены
следующими компонентами: мотивационно-ценностными (потребность в
самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения,
ценностные ориентации); когнитивными (знания, рефлексия деятельности);
эмоционально-волевыми (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное
отношение к достижению, волевые усилия).
Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний,
которая формируется через усвоение учебного материала, и систему формируемых
действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их
применение и преобразование; могут включать теоретические знания по программе
и практические умения, предусмотренные программой.
Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной
общеразвивающей программе носит вариативный характер. Инструменты оценки
достижений детей и подростков способствуют росту их самооценки и
познавательных интересов в дополнительном образовании, а также возможности
диагностировать мотивацию достижений личности.
Согласно Федеральному закону № 273 – ФЗ итоговая аттестация по
дополнительным общеразвивающим программам не предусматривает проведение
итоговой аттестации.
Промежуточная аттестация может проводиться в формах, определенных
учебным планом (выставки, фестиваль достижений, соревнования.)
Реализация дополнительной общеразвивающей программы МАОУ СОШ №6
позволит достичь следующих результатов:
1. Нормативно-правовое обеспечение:
– сохранить государственные гарантии доступности дополнительного образования
детей;
– совершенствовать нормативную правовую базу, способствующую развитию
дополнительного образования.
2. Ресурсное обеспечение:
– создать единое информационно-образовательное пространство основного и
дополнительного образования детей;
- улучшить материально-техническое оснащение дополнительного образования
детей;
9

- создать условия для поддержки профессионального развития педагогических
кадров;
- создать условия, стимулирующие развитие разных видов направленности
дополнительных общеразвивающих программ.
3. Обеспечение качества и непрерывности дополнительного образования детей:
- организовать дополнительное образование в соответствии с социальным заказом;
- содействовать развитию инновационного движения в дополнительном
образовании детей;
- внедрять интегрированные программы дополнительного образования,
направленные на социально-педагогическую поддержку детей
3. Организационный раздел
образовательной программы дополнительного образования
3.1.

Учебный план МАОУ СОШ № 6 по реализации образовательной
программы дополнительного образования на 2021 – 2022 учебный год

Учебный план по реализации образовательной программы дополнительного
образования МАОУ СОШ № 6
направлен на обеспечение доступности,
эффективности и качества дополнительного образования, создание максимально
благоприятных условий для раскрытия природных способностей ребенка,
индивидуализации обучения, развития творческого потенциала личности
школьников.
Учебный план ориентирован на пятидневную рабочую неделю и составлен с учетом
кадрового, программно-методического и материально- технического обеспечения
образовательного процесса.
Содержание учебного плана дополнительного образования детей включает в себя
следующие направленности:
1. Спортивно-оздоровительная направленность
Учебный план по реализации
образовательной программы дополнительного образования
на 2021 – 2022 учебный год
Направленность

Спортивнооздоровительное

Название

«Волейбол»

3.2.

Форма
Возрас
организаци т детей
и
деятельност
и

групповая

14-18 лет

Колв
о
групп

Кол-во
учащи
х ся

Всего
часов
в
недел
ю

2

40

4

Аннотация к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
10

Всего
часов
в год
на
одну
групп
у
140

МАОУ СОШ №6 на 2021-2022 учебный год.
Программа по дополнительному образованию «Волейбол».
Программа по волейболу предусматривает проведение теоретических и
практических занятий, выполнение учащимися контрольных нормативов, участие в
соревнованиях. Основной показатель секционной работы дополнительного
образования по волейболу – выполнение программных требований по уровню
подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях
физического развития, физической, технической, тактической и теоретической
подготовленности.
Цель программы – Создание условий для полноценного физического
развития и укрепления здоровья, посредством приобщения к регулярным занятиям
волейболом, формирование навыков здорового образа жизни.
Контингент обучающихся: зачисляются дети МАОУ СОШ №6 без конкурса.
Срок реализации программы 1 год. В состав группы входят юноши и девушки в
возрасте 14 - 18 лет, количество обучающихся в группе 15 – 20 человек, набор в
группу – свободный, форма занятий – групповые и индивидуальные.
Форма подведения итогов: участие в соревнованиях по волейболу на
школьном и районном уровне.
Режим занятий: занятия организуются 2 раза в неделю по 2 академических
часа всего 140 часа в год.
Обучение проводится на базе МАОУ СОШ № 6 (спортивный зал, спортивная
площадка), по адресу: г. Сысерть, ул. Свердлова, 80.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».