Пояснительная записка
Актуальность
Рабочая программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой
индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательнообразовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших
школьников.
Разработана на основе авторской программы Е.С.Чечиной «Театр – творчество - дети»
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно
не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному
искусству.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому
нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств
театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только
знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать
конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого
произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти,
всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального,
сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса,
расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают
ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в
организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с
другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой,
изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как
возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Новизна
В рабочей программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности,
обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе
театрального воплощения.
Гипотеза
Рабочая программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность
как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в
детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и
воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом
происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный
эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются
высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна,
чем сам спектакль.
Основные задачи
1. Знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет,
музыкальные комедии, народный балаганный театр).
2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа,
моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Структура программы
В программе выделено два типа задач.
Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности,
интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.
Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием
артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
Организация театральной деятельности в начальных классах школы.
Занятия проводятся два раза в неделю.
Основные направления работы с детьми
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид
деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке,
строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и
расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное,
слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение,
интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать
дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и
упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей,
свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с
окружающим миром.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал,
готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно;
развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их;
развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать
образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы
речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную
интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять
небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи;
тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями,
выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями,
профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства;
виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального
искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой,
сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми
предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их
голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные
эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно,
презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Программные задачи
Развивать чуткость к сценическому искусству.
Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального
искусства.
Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя
игровые, песенные, танцевальные импровизации.
Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение,
быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать
свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в
отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со
своими действиями.
Расширять представления детей об окружающей действительности.
Активизировать ассоциативное и образное мышление.
Развивать воображение и веру в сценический вымысел.
Учить действовать на сценической площадке естественно.
Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами.
Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах,
ситуациях.
Развивать умение владеть своим телом. Совершенствовать двигательные способности,
гибкость, выносливость, ритмические способности и координацию движений.
Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические
возможности своего тела, с помощью жестов и мимики.
Углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях. Учить сравнивать,
группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов.
Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве ширмы, сцены.
Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам,
декорациям, реквизиту, костюмам.
Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их
(настольный театр, верховые куклы, тростевые куклы, куклы-марионетки, куклы с «живой
рукой», люди-куклы).
Активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас. Совершенствовать
умение использовать слова точно по смыслу.
Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над
интонационной выразительностью речи.
Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру
речевого общения. Поддерживать инициативу детей в пересказывании содержания
литературного текста, сохраняя выразительные средства, характерные для данного
произведения.
Формировать навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых
сказках, побуждать детей сочинять новые, используя персонажей известных сказок,
изменив характеры героев на противоположные. Совершенствовать навыки коллективного
сочинения рассказав из личного опыта.
Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для
создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.
Воспитывать гуманные чувства. Формировать представления о честности, справедливости,
доброте. Воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости.
Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев
художественной литературы. Формировать взаимоотношения сотрудничества и
взаимопомощи.
Побуждать использование импровизации на заданный текст в жанре песни, танца, марша
для создания образа персонажа кукольного и драматического спектаклей.
Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер
музыки пластикой своего тела, театральными куклами, создавая яркий танцевальный образ
героя.
Поощрять стремление детей подбирать знакомые попевки от разных звуков, включать их в
игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
Поощрять желание принимать активное участие в праздниках, досугах и развлечениях,
используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной
деятельности.
Познакомить с устройством театра снаружи и изнутри.
Воспитывать зрительскую культуру.
Предполагаемые умения и навыки детей
Умеют произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
Умеют двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или
цепочки.
Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.
Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.
Владеют комплексом артикуляционной гимнастики.
Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на
заданную тему.
Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя
логические ударения.
Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.
Умеют подбирать рифму к заданному слову.
Умеют составлять диалог между сказочными героями.
Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
Тематический план кружка
«Театр – творчество - дети»
№
Наименование темы
Кол-во
часов
1
Ритмопластика
13
2
Культура и техника речи
14
3
Основы театральной культуры
7
4
Работа над спектаклем
34
Итого
68
Тематическое планирование по театральной деятельности.
№
1
Тема
Вводное занятие.
Познакомимся, мой
друг! Знакомство с
понятием «театр»
2
3
4
5
Работа над спектаклем
«Спор овощей»
6
7
8
9
Представление «Мы
любим учителей»
10
Изображение героев.
Попробуем измениться.
11
Игра жестов, мимики
лица. Управление
голосом.
12
Сказка – миниатюра.
13
Экскурсия в кинотеатр
«Сибиряк» Просмотр
спектакля местных
артистов.
Игра в рифмы.
14
15
16
Пантомима. Узнай
героя.
Знакомство друг с
другом, с учителем.
Способствовать
возникновению
дружеских
взаимоотношений
Работа над дикцией.
Учить пользоваться
интонациями.
Учить создавать образы
с помощью жестов,
мимики.
Работа над дикцией.
Учить пользоваться
интонациями.
Учить создавать образы
с помощью жестов,
мимики.
Познакомить с
понятиями «мимика»,
«жест». Упражнять в
изображении героев с
помощью мимики и
жестов.
Развивать
выразительность жестов,
мимики, голоса.
Активизировать словарь
детей.
Способствовать
объединению детей в
совместной
деятельности. Учить
средствами мимики и
жестов передавать
наиболее характерные
черты персонажа сказки.
Игра «Назови свое
имя ласково»
Кол- Дата
во
часов
1
4
4
Игра «Назови ласково 1
соседа»
Пантомимические
загадки и упражнения
Игры на
выразительность
жестов, мимики,
голоса
1
Пантомимическая
игра.
Творческая игра
«Что это за сказка?»
1
2
Развивать у детей
дикцию. Упражнять в
придумывании рифмы к
словам.
Учить узнавать героя по
характерным признакам.
Совершенствовать
умение детей передавать
образы героев сказки.
Дидактическая игра
«Придумай рифму»
1
Игра «Угадай героя»
Драматизация сказки
1
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Наши эмоции.
Творческий пересказ
сказки
Развивать умение
последовательно и
выразительно
пересказывать сказку.
Учить передавать
эмоциональное
состояние героев
мимикой, жестами,
телодвижениями.
Играем пальчиками.
Учить
характерной
передаче
образов
движениями
рук,
пальцев.
Закрепить
понятие
«пантомима».
Давайте поиграем. Моя Учить проявлять свою
любимая игра.
индивидуальность и
неповторимость.
Развивать фантазию при
построении диалогов к
сказке. Активизировать
использование в речи
мимики и жестов.
Постучимся в теремок.
Активизировать
внимание детей при
знакомстве с новой
сказкой.
Совершенствовать
выразительность
движений, развивать
фантазию.
Характеристика героев
Учить понятно и
сказки.
логично отвечать на
вопросы по содержанию
сказки.
Развивать умение детей
охарактеризовывать
героев сказки.
Совершенствовать
интонационную
выразительность.
Работа над сценкой «Три Работа над дикцией.
мамы»
Учить пользоваться
интонациями.
Учить создавать образы
с помощью жестов,
мимики.
Упражнения-этюды,
отражающие образы
персонажей сказки и
предметов
1
Игровые упражнения
с помощью
пальчиков.
Игра-инсценировка с
помощью пальчиков
1
Наши
Творческий
сказки.
Упражнения-этюды,
отражающие образы
персонажей сказки и
предметов
эмоции. Развивать умение
пересказ последовательно и
выразительно
пересказывать сказку.
Учить передавать
эмоциональное
Игра
«Театральная 1
разминка»
Конкурс на лучшую
импровизацию к
сказке «Репка»
Игра-загадка «Узнай, 1
кто это?»
Знакомство со
сказкой «Теремок»
Этюд на расслабление
«Разговор с лесом»
Характеристика
персонажей сказки.
Интонационные
упражнения
1
3
1
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
состояние героев
мимикой, жестами,
телодвижениями.
Замена интонации.
Развивать
Учимся говорить по интонационный
строй
разному
речи у детей.
Упражнять детей в
проговаривании фраз с
различной интонацией.
Учимся четко говорить. Отработать дикцию
проговариванием
скороговорок, развивать
ее.
Игра в рифмы.
Развивать у детей
дикцию. Упражнять в
придумывании рифмы к
словам.
Работа над
Развивать способности
театрализованным
детей искренне верить в
музыкальным
любую воображаемую
представлением
ситуацию; учить
«НОВОГОДНИЕ
пользоваться
ПРИКЛЮЧЕНИЯ
интонацией,
МАШИ И ВИТИ»
произносить фразы
грустно, радостно,
удивленно, сердито
Рассказываем про
Учить связно и логично
любимые игры и сказки. передавать мысли.
Совершенствовать
средства
выразительности
в
передаче образа.
Характеристика
Дать понятие, что
персонажей. Сказочные иллюстрации - важное
рисунки.
средство
выразительности
Совершенствовать
умение детей давать
характеристику
персонажам
Изобрази героя.
Совершенствовать
умение детей передавать
образы персонажей
сказки, используя
разные средства
выразительности
Сочиняем новую сказку. Совершенствовать
умение детей
драматизировать сказку.
Учить последовательно
излагать мысли по ходу
сюжета.
Совершенствовать
навыки
групповой
работы.
Упражнения, игры на
отработку
интонационной
выразительности
1
Погружение в
1
сказочную ситуацию.
Игра
«Едем
на
паровозике»
Дидактическая игра
1
«Придумай рифму»
5
Рассказы детей по
ассоциациям
1
Игра «Узнай сказку»
Игра «Узнай героя»
1
Пантомимические
упражнения
Интонационные
упражнения
1
Упражнение у зеркала
«Изобрази
настроение»
Драматизация сказки
1
38
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
Играем
в
сказку. Учить выразительно
Постановка в группе.
передавать характерные
особенности героев
сказки.
Развивать
самостоятельность и
умение согласованно
действовать в
коллективе.
Работа над
Развивать способности
представлением к 23
детей искренне верить в
февраля.
любую воображаемую
ситуацию; учить
пользоваться
интонацией,
произносить фразы
грустно, радостно,
удивленно, сердито
Работа над
Работа над дикцией.
представлением к
Учить пользоваться
8 Марта
интонациями.
Учить создавать образы
с помощью жестов,
мимики.
Распознаем эмоции по Учить распознавать
мимике и интонации эмоции радости, грусти,
голоса
злости по мимике и
интонации голоса.
Обогащать и
активизировать словарь
детей понятиями,
обозначающими
различные эмоции.
Настроение героев.
Помочь
понять
и
осмыслить настроение
героев.
Закреплять умение
распознавать
эмоциональные
состояния по различным
признакам.
Разыгрывание сценок.
Вызвать
у
детей
эмоциональный настрой
на сказку.
Продолжать развивать у
детей умение различать
основные человеческие
эмоции, изображать их,
находить выход из
ситуации.
Погружение в сказку,
придуманную детьми
Пантомимическая
игра «Узнай героя»
Изобразим страх и его Закрепить умение детей
преодолеем.
изображать страх.
Учить преодолевать это
состояние.
Изображение
1
различных степеней
страха
Игра
«Преодолеем
1
4
3
Работа по
графическим
карточкам
Игра «Угадай
эмоцию»,
«Испорченный
телефон»
1
Беседа о настроении
героев сказки
Игра-загадка
«Изобрази
настроение».
Актёрский этюд.
1
Упражнение на
изображение разных
эмоций
1
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Если ты поссорился с
другом подружись!
Показать детям как
легко могут возникнуть
конфликты.
Учить находить выход
из
конфликтных
ситуаций.
Игры в интонировании Развивать способность у
диалогов.
детей понимать друг
друга.
Работа над
представлением
«Берегите Землю»
страх».
Актёрский
этюд.
Игра «Найди и
1
покажи эмоцию»
Упражнения на
выразительность
голоса, мимики,
жестов
Упражнение в
1
интонировании
диалогов. Актёрский
этюд.
4
Работа над дикцией.
Учить пользоваться
интонациями.
Учить создавать образы
с помощью жестов,
мимики.
Работа над спектаклем
Работа над дикцией.
ко Дню победы
Учить пользоваться
интонациями.
Учить создавать образы
с помощью жестов,
мимики.
Правильное дыхание в Развивать
правильное Упражнения «Игры со
речи.
речевое дыхание
свечой», «Мыльные
пузыри»
Театральная миниатюра. Развивать
речь
и Творческие игры со
воображение
словами
Изображение различных Совершенствовать
Знакомство детей с
эмоций
умение
пиктограммами,
Изображать ту или иную изображающими
эмоцию.
радость, грусть, страх.
Этюды на
изображение
различных эмоций.
Наши эмоции.
Учить распознавать
Подбор графической
эмоциональные
карточки с эмоциями
состояния по мимике:
к конкретной
радость, грусть, страх,
ситуации.
злость.
Упражнение
Совершенствовать
«Изобрази эмоцию»
умение связно и логично
излагать свои мысли.
Давайте поиграем. Моя
Учить проявлять свою
Игра
«Театральная
любимая игра.
индивидуальность и
разминка»
неповторимость.
Конкурс на лучшую
Развивать фантазию при импровизацию к
построении диалогов к
сказке «Репка»
сказке. Активизировать
использование в речи
мимики и жестов.
Итоговое занятие
Закреплять умение детей Проведение
4
1
2
1
1
1
1
«Мы любим сказки»
использовать различные
средства
выразительности в
передаче образов героев
сказок.
викторины
Драматизация сказки
Награждения
Литература:
Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.
Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2001.
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2001.
Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.