программа театральный кружок

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 им.П.П.Бажова»

Рабочая программа
дополнительного образования
«Театр в общеобразовательной школе»

Разработана на основе авторской программы Е.С.Чечиной
«Театр – творчество - дети»

Разработчик программы
Педагог-организатор
Мухлынина.А.А
педстаж 2 года

2024г.

Пояснительная записка
Актуальность
Рабочая программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его
неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию
воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических
особенностях развития младших школьников.
Разработана на основе авторской программы Е.С.Чечиной «Театр – творчество - дети»
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому,
можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к
театральному искусству.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление
самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных
средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не
только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей
воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между
героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии,
воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого,
музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно
способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и
учителей, повышению культуры поведения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность –
предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании
детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во
взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с
занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как
возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Новизна
В рабочей программе систематизированы средства и методы театрально-игровой
деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в
процессе театрального воплощения.
Гипотеза
Рабочая программа основана на следующем научном предположении: театральная
деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является
процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций,
процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку
именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается
символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение
социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.
Основные задачи
1. Знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный,
балет, музыкальные комедии, народный балаганный театр).

2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения
образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Структура программы
В программе выделено два типа задач.
Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие
эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами
детского театра.
Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием
артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском
театре.

Основные направления работы с детьми
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный
вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на
площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность
произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев
спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное
мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в
четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические
качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические
игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей
детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего
тела с окружающим миром.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал,
готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или
последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и
образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую
ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических
движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и
свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию,
разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию;
учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить

скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова;
пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями,
профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального
искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами
театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с
пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с
воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и
предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями,
выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито,
удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.);
пополнять словарный запас, образный строй речи.

Программные задачи



















Развивать чуткость к сценическому искусству.
Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами
театрального искусства.
Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа,
используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.
Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение,
быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение
согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность,
контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других
детей и сравнивать со своими действиями.
Расширять представления детей об окружающей действительности.
Активизировать ассоциативное и образное мышление.
Развивать воображение и веру в сценический вымысел.
Учить действовать на сценической площадке естественно.
Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами.
Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных
обстоятельствах, ситуациях.
Развивать умение владеть своим телом. Совершенствовать двигательные
способности, гибкость, выносливость, ритмические способности и координацию
движений.
Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через
пластические возможности своего тела, с помощью жестов и мимики.
Углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях. Учить
сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов.
Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве ширмы, сцены.
Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам,
декорациям, реквизиту, костюмам.






















Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь
различать их (настольный театр, верховые куклы, тростевые куклы, куклымарионетки, куклы с «живой рукой», люди-куклы).
Активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас.
Совершенствовать умение использовать слова точно по смыслу.
Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над
интонационной выразительностью речи.
Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать
культуру речевого общения. Поддерживать инициативу детей в пересказывании
содержания литературного текста, сохраняя выразительные средства, характерные
для данного произведения.
Формировать навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых
сказках, побуждать детей сочинять новые, используя персонажей известных сказок,
изменив характеры героев на противоположные. Совершенствовать навыки
коллективного сочинения рассказав из личного опыта.
Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для
создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую
интонацию.
Воспитывать гуманные чувства. Формировать представления о честности,
справедливости, доброте. Воспитывать отрицательное отношение к жестокости,
хитрости, трусости. Развивать способность анализировать свои поступки, поступки
сверстников, героев художественной литературы. Формировать взаимоотношения
сотрудничества и взаимопомощи.
Побуждать использование импровизации на заданный текст в жанре песни, танца,
марша для создания образа персонажа кукольного и драматического спектаклей.
Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение,
характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами, создавая яркий
танцевальный образ героя.
Поощрять стремление детей подбирать знакомые попевки от разных звуков,
включать их в игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
Поощрять желание принимать активное участие в праздниках, досугах и
развлечениях, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в
самостоятельной деятельности.
Познакомить с устройством театра снаружи и изнутри.
Воспитывать зрительскую культуру.

Предполагаемые умения и навыки детей















Умеют произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
Умеют двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или
цепочки.
Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.
Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.
Владеют комплексом артикуляционной гимнастики.
Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом
на заданную тему.
Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.







Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя
логические ударения.
Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.
Умеют подбирать рифму к заданному слову.
Умеют составлять диалог между сказочными героями.
Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.

План мероприятий школьного театра
«Маска»
на 2024-2025 учебный год
Занятия в школьном театре «Маска» проводятся по группам, в
зависимости от возраста детей и от выбранного репертуара. Так же
проводятся индивидуальные занятия (работа актера над ролью).
Занятия в школьном театре развивают внимание, эмоциональную
память, чувство ритма, творческое воображение, фантазию ребенка, чувство
гармонии в себе и окружающем мире, учат владению своим эмоциональным
состоянием, речью, голосом, физическим телом. Прививают ему и чисто
практические навыки, и умения, необходимые в процессе подготовки и
организации спектакля, воспитывают навыки коллективной творческой
деятельности, ответственное отношение к результатам своей работы и
работы коллектива.
Театр, в силу своей специфики, оказывает серьезное эмоциональное
психологическое воздействие не только на участников коллектива, но и на
зрителей, пришедших на спектакль.
Тематика театральных постановок выбирается на основе реализации
программы воспитания и плана работы школы.
Цель : формирование и раскрытие творческой индивидуальности
ребенка средствами театральной педагогики.
Задачи:

Создать



условия

для

интеллектуального,

нравственного

и

эмоционального самовыражения ребенка личности, для открытия и развития
способностей детей в артистической, художественной деятельности.
Обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений



учащегося.


Раскрыть индивидуальные способности ученика в т.ч. эмоционально-

образного восприятия окружающего мира.


Создать условия для художественно- эстетического развития, для

творческой самореализации обучающихся.
ПЛАН
на 2024-2025 учебный год

Дата
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь

Темы занятий
Театрализованное выступление на общешкольном
мероприятии «Первый звонок»
Театрализованное выступление «Мы за безопасную дорогу»
Театрализованное выступление «День учителя»
Театрализованное выступление «Фестиваль народов Урала»
Театрализованное выступление «День матери»

Декабрь

Театрализованное выступление «Новый год»

Январь

Театрализованное выступление «Маленькие хлопоты»»

Театрализованное выступление «Крещенский вечер»
Февраль
Март
Апрель
Май

Театрализованное выступление «День защитников Отечества»
Театрализованное выступление «Широкая Масленица»
Театрализованное выступление «За милых дам!»
Театрализованное выступление «Весна в Крыму»
Театрализованное выступление «День космонавтики»
Театрализованное выступление «День Земли»
Театрализованное выступление «День Победы»
Театрализованное выступление «Назад в будущее»
Театрализованное выступление «Последний звонок»

Литература:
Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.
Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2001.
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2001.
Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».