Программа воспитания на 2021-2025 г.г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Раздел 1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса.
Раздел 2. Цель и задачи воспитания.
Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности
Инвариантные модули:
Модуль «Классное руководство»
Модуль «Школьный урок»
Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»
Модуль «Работа с родителями»
Модуль «Самоуправление»
Модуль «Профориентация»
Вариантные модули:
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Модуль «Школьные медиа»
Модуль «Детские общественные объединения»
Модуль «Экскурсии, походы»
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Модуль «Социальные практики»
Модуль «Волонтерская деятельность»
Модуль «Безопасность жизнедеятельности
Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-11 КЛАССОВ (в приложении)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания муниципального общеобразовательного учреждения "Средней
общеобразовательной школы № 6 им. П.П.Бажова" г.Сысерть (далее - Программа) разработана в
соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания», утвержденной
02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию с
Федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) общего образования,
Приказом «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты
общего образования по вопросам воспитания обучающихся» (Минпросвещения России, 2020, №172)
Программа воспитания является обязательной частью Основной образовательной программы
основного общего образования МОУ СОШ № 6
Программа направлена на решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный
мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Одним из результатов реализации Программы станет приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа
призвана обеспечить достижение обучающимися школы личностных результатов, указанных во ФГОС:
формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию;
мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности;
активное участие в социально - значимой деятельности.
Программа воспитания показывает, каким образом педагогические работники (учитель, классный
руководитель, заместитель директора, педагог дополнительного образования, педагог-организатор т.п.)
могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с обучающимися деятельности и, тем самым,
сделать школу воспитывающей организацией.
В центре Программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами (далее - ФГОС) общего образования находится личностное развитие
обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира.
Программа воспитания — это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание
системы возможных форм и методов работы с обучающимися.
Программа воспитания МОУ СОШ № 6 включает четыре основных раздела:
Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», в котором кратко
описана специфика деятельности школы в сфере воспитания: информация о специфике расположения
школы, особенностях ее социального окружения, источниках положительного или отрицательного влияния
на обучающихся, значимых партнерах школы, особенностях контингента обучающихся, оригинальных
воспитательных находках школы, а также важных для школы принципах и традициях воспитания.
Раздел «Цель и задачи воспитания», где на основе базовых общественных ценностей
формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для достижения цели.
Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором школа показывает, каким
образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел состоит
из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из
поставленных школой задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы
школы.
Инвариантными модулями здесь являются: «Классное руководство», «Школьный урок»
«Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования» «Работа с родителями»
«Детское самоуправление» «Профориентация».
Вариативные модули: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения»,
«Школьные медиа»,
«Экскурсии, походы», «Организация предметно-эстетической среды».
Дополнительные модули: "Социальные практики" (организация работы отрядов ДЮП, ЮИД),
"Волонтёрская деятельность"(организация волонтёрского школьного отряда "Ритм"), «Безопасность
жизнедеятельности (пожарная безопасность, дорожная безопасность, информационная безопасность,
профилактика экстремизма и терроризма, профилактика распространения инфекционных заболеваний»,
Точка роста.
Модули в Программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в системе

воспитательной работы школы. Деятельность педагогических работников МОУ СОШ № 6 в рамках
комплекса модулей направлена на достижение результатов освоения Основной образовательной
программы начального и основного общего образования.
Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы», в котором показано,
каким образом в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательной работы. Здесь
приводится перечень основных направлений самоанализа, который дополнен указанием на его критерии и
способы его осуществления.
К Программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы.
РАЗДЕЛ I. «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА».
Здание МОУ СОШ № 6 находится по адресу: Свердловская область, г.Сысерть, ул.Свердлова, 80.
В социальном заказе родители ставят на первое место план обеспечение социальной адаптации,
развитие индивидуальных способностей, профессиональное самоопределение. Поэтому социальное
окружение и родительская общественность всегда предъявляла и предъявляет к школе высокие требования.
Таким образом, воспитание и социализация – это система, которая охватывает весь педагогический
процесс, интегрирует учебную и внеурочную деятельность обучающихся, деятельность и общение за
пределами школы с учётом влияния социальной и природной среды, средств массовой информации.
Система открытая, так как посредством взаимодействия с социумом содействует адаптации и социализации
школьников в обществе и изменяется в соответствии с потребностями социума.
В школу без ограничений принимаются дети, проживающие в микрорайоне, за которым школа
закреплена Учредителем. Дети, проживающие вне микрорайона школы, принимаются при наличии
свободных мест. В школе имеются оборудованные учебные кабинеты, столовая в основном здании, в
отдельном здании находится кабинет технологии, библиотека и спортивный зал. Для проведения
спортивных мероприятий у школы имеется спортивная площадка.
Транспортные подъезды к школе удобны и доступны для безопасного перемещения учащихся,
живущих в других микрорайонах города. Осуществляется подъезд учащихся с 5 по 11 класс из п.Асбест.
Школа расположена в микрорайоне, где находится множество организаций для проведения
досуговой деятельности обучающихся: ЦВР, ЦДТТ, ДК им.И.П.Романенко, библиотека для детей и
юношества. Кроме этого наши учащиеся могут посещать другие учреждения дополнительного образования:
бассейн "Адмиралъ", ДЮСШ, ДЮСШ "Мастер-Динамо", ГАО СО "СШОР" им.Я.И.Рыжова, детская
художественная школа, детская школа искусств, учебные центры "Логос", "Глобус". Тем самым
осуществляется всестороннее развитие детей нашей школы при тесном взаимодействии с данными
организациями.
Принципы взаимодействия педагогов, школьников и их родителей (законных
представителей), на которых основывается процесс воспитания в МОУ СОШ № 6:
*неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в
образовательной организации;
*ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для каждого ребенка и
взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников, педагогов и родителей;
*реализация процесса воспитания через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы
объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу при активном привлечении родителей учащихся;
*организация основных совместных дел школьников, педагогов и родителей как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
*системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основные традиции воспитания в МОУ СОШ № 6:
*стержень годового цикла воспитательной работы школы - ключевые общешкольные дела, через

которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов в рамках организации
воспитательных мероприятий ДОО "Солнышко и МШО "Бажовец";
*важная составляющая каждого ключевого дела и большинства совместных дел педагогов и
школьников - коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и
коллективный анализ их результатов;
*условия в школе создаются для обеспечения по мере взросления ребѐнка его растущей роли в
совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
*педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов,
кружков, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений;
*ключевая фигура воспитания в школе - классный руководитель, реализующий по отношению к
детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов)
функции.
РАЗДЕЛ II. «ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ»
Современный национальный идеал личности, воспитанной в школе, – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и
культурных традициях российского народа.
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников,
современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной
школе, - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу
Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования)
таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками
социально значимых знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества
ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек)
формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие
школьников, проявляющееся:
*в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей
(то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
*в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их
социально значимых отношений);
*в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения
сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления
социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому
стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание
усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их
сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников
позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие уровням основного общего
образования:
В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким
приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений
школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
*к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
*к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его

успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
*к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал
первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
*к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в
защите и постоянном внимании со стороны человека;
*к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в
своей собственной семье;
*к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда;
*к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты
проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
*к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистичного взгляда на мир;
*к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным
партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения,
дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
*к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся исамореализующимся личностям,
отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития
школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его
повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени
основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением
утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую
значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных
ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально
значимых отношений школьников.
Добросовестная работа педагогических работников, направленная на достижение поставленной
цели, позволит обучающемуся получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше
ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию
с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с
людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных
жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и
окружающих его людей.
Задачи воспитания:
*реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать
традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
*реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать
активное участие классных сообществ в жизни школы;
*вовлекать школьников в кружки, секции, клубы и иные объединения, работающие по школьным
программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
*использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на
уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
*способствовать развитию детского самоуправления в школе через организацию работы ДОО
"Солнышко" и МШО "Бажовец";
*организовывать для школьников экскурсии, походы и реализовывать их воспитательный
потенциал;
*организовать работу школьных бумажных и электронных СМИ, реализовывать их
воспитательный потенциал;
*развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные
возможности;

*организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями,
направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
РАЗДЕЛ III. «ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих
направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
ИНВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
Модуль «Классное руководство»
Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом индивидуальную работу
с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с
родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
*инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание
необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
*организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с
учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовнонравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность
самореализоваться в них, а с другой, - установить и упрочить доверительные отношения с учащимися
класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
*проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и
школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки
активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и
принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;
*сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование;
однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и
родителями (законными представителями); празднования в классе дней рождения детей, включающие в
себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и
розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность
рефлексии собственного участия в жизни класса;
*выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и
правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
*изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением
школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх,
погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя
с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) - со
школьным психологом;
*поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, вуза и дальнейшего
трудоустройства, успеваемости и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем
в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить;
*индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных
Портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные
достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале
каждого года планируют их, а в конце года - вместе анализируют свои успехи и неудачи;

*коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными
представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на себя ответственность за то или
иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
*регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на
формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на
предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
*проведение педагогических консилиумов, направленных на решение конкретных проблем класса
и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
*привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность
лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
*привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в
деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся:
*регулярное информирование родителей (законных представителей) о школьных успехах и
проблемах их детей, о жизни класса в целом;
*помощь родителям (законным представителям) обучающихся в регулировании отношений между
ними, администрацией образовательной организации и учителями- предметниками;
*организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых
проблем обучения и воспитания обучающихся;
*создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей.
Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
*установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
*побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения
со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
*привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее
обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
*использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;
*применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке
знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
*включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
*организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опытсотрудничества и взаимной помощи;
*инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникам возможность

приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах
других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания
своей точки зрения.
Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и дополнительного
образования преимущественно осуществляется через:
*вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им
возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для
своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально
значимых делах;
*формирование в кружках, секциях, клубах и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы
объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к
другу;
*создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально
значимые формы поведения;
*поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и
установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
*поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и дополнительного
образования происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов деятельности.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного
образования, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их
любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим,
гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную
картину мира («Старт в химию", "Занимательная математика", "Занимательный русский язык", "Безопасная
дорога")
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования,
создающие благоприятные условия для самореализации школьников, направленные на раскрытие их
творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание
ценностного отношения школьников к культуре и их общее
духовно-нравственное развитие.(Заседание Советов ДОО "Солнышко")
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного
образования, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них
культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое
собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей («Тропинка к своему я")
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного
образования, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре,
природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков
самообслуживающего труда.("Юный турист")
Спортивно-оздоровительная
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности
и
дополнительного образования, направленные на физическое развитие школьников, развитие их
ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности, формирование установок на защиту слабых («Школьный спортивный клуб "Бажовский
лидер",секция «Баскетбол»).
Трудовая деятельность Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования,
направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитания у них трудолюбия и
уважительного отношения к физическому труду.

Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогическим работникам воспитывать в
обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного
достоинства, а обучающимся - предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации.
Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда
удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может
трансформироваться (посредством введения функции педагога- куратора) в детско-взрослое
самоуправление. Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:
На уровне школы:
*через чередование традиционных поручений (ЧТП), создаваемого для участия каждого
школьника по вопросам участия в делах школы и соуправления (Советы в ДОО "Солнышко" и
Министерства в ШМО "Бажовец"), а также взаимодействие с вожатыми-волонтерами старшеклассниками;
*через деятельность вожатых-волонтеров, объединяющих инициативных обучающихся классов
для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от
классных коллективов.
На уровне классов:
*через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся лидеров,
представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с
работой Советов и Министерств организаций школы.
На индивидуальном уровне:
*через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ
общешкольных и внутриклассных дел;
*через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по
контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениямии т.п.
Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «Профориентация» включает в
себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности
педагога и ребенка - подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной
деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность
школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на
труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и
внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
На внешнем уровне:
*экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
*посещение
профориентационных
выставок,
ярмарок
профессий,
тематических
профориентационных парков, дней открытых дверей в средних учебных заведениях и вузах.
На уровне школы:
*совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий,
прохождение профориентационного онлайн-тестирования.
На уровне класса:
*циклы
профориентационных часов общения,
направленных на
подготовку
школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего.
Индивидуальный уровень:
*индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей (законных
представителей) по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей
детей, которые могут иметь значение в будущем в процессе выбора ими профессии.

Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более
эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и
школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности
На групповом уровне:
*Общешкольный родительский комитет, Управляющий совет школы, участвующие в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
*родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и
способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер- классы, семинары,
круглые столы с приглашением специалистов;
*родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные
занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе;
*общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых
проблем обучения и воспитания школьников;
*семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от
профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим
опытом и находками в деле воспитания детей;
*родительские чаты, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также
осуществляются виртуальные консультации школьного психолога и педагогов.
На индивидуальном уровне:
*работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций участие
родителей в педагогических консилиумах, в заседаниях Совета профилактики, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
*помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных
мероприятий воспитательной направленности;
*индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий педагогов и
родителей.
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела - это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие
большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются
совместно педагогическими работниками и обучающимися. Это не набор календарных праздников,
отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для обучающихся,
объединяющих их вместе с педагогическими работниками в единый коллектив. Ключевые дела
обеспечивают включенность в них большого числа обучающихся и взрослых, способствуют
интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение
ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к
набору мероприятий, организуемых педагогическими работниками для учеников. Вовлечение
обучающихся в ключевые общешкольные мероприятия способствует поощрению социальной активности
обучающихся, развитию позитивных межличностных отношений между педагогическими работниками и
воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.

На внешнем уровне:
*социальные проекты - ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и
педагогами комплексы
дел
(благотворительной,
экологической, патриотической,
трудовой
направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума;
*открытые дискуссионные площадки - регулярно организуемый комплекс открытых
дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются
представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности в рамках
которых обсуждаются насущные поведенческие , нравственные, социальные проблемы, касающие жизни
школы, города, страны.
На школьном уровне:
*общешкольные мероприятия, КТД, связанные со значимыми для детей и педагогов, родителей
(законных представителей) знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы;
*торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень
образования, вступление в ДОО "Солнышко" и МШО "Бажовец", символизирующие приобретение ими
новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей;
*общешкольные тематические и предметные линейки;
*церемонии награждения школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту
чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это
способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений
между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
*выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за
подготовку общешкольных ключевых дел;
*участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
*проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие
представителей классов в итоговом анализе проведённых дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
*вовлечение по возможности каждого ребёнка в ключевые дела школы в одной из возможных для
них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов,
корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу
гостей и т.п. (активизация работы Совета "Творяне", "Художники" ДОО "Солнышко", Министерства
Досуга МШО "Бажовец");
*индивидуальная помощь ребёнку (при необходимости) в освоении навыков подготовки,
проведения и анализа ключевых дел;
*наблюдение за поведением ребёнка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел,
за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими
взрослыми;
* при необходимости коррекция поведения ребёнка через частные беседы с ним, через включение
его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребёнка, через
предложение взять с следующем ключевом деле на себя роль ответсвенного за тот или иной фрагмент
общей работы.
Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе образовательной организации детские общественные объединения - это
добровольные и целенаправленные формирования, созданные по инициативе детей и взрослых,
объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. В МАОУ СОШ № 6 две

организации: для учащихся 1-4 классов ДОО "Солнышко", для учащихся 5-11 классов МШО "Бажовец".
Воспитание в детских общественных объединениях осуществляется через:
*утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении
демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов
общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность
получить социально значимый опыт гражданского поведения;
*организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их
личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу
в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться,
слушать и слышать других (такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая школьниками
пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы и др.);
*поддержку и развитие в детском объединении его традиций, формирующих у ребенка чувство
общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении;
*участие членов детских общественных объединений в волонтерских акциях, деятельности на благо
конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием школьников в
проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью
обучающихся.
Модуль «Школьные медиа"
Цель школьных медиа (совместно создаваемых обучающимися и педагогами средств
распространения текстовой, аудио и видео информации) - развитие коммуникативной культуры
школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации
учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
*информационно-техническая поддержка школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и
мультимедийное сопровождение школьных мероприятий;
*школьная Интернет-группа - сообщество обучающихся и педагогов, поддерживающее Интернетсайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности
образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к
образовательной организации, информационного продвижения ценностей школы и организации
виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями (законными
представителями) могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы.
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной
организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса
и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые
ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся школы.
Воспитательная работа по реализации модуля.
Содержание и виды деятельности
Формирование наглядными средствами
положительных установок обучающихся на
учебные и внеучебные занятия

Формы деятельности
Оформление интерьера школьных помещений
(вестибюля, коридоров, рекреаций, залов и т.п.) и
их периодическая переориентация Конкурс «Лучший школьный коридор»

Размещение на стенах школы регулярно
сменяемых экспозиций для расширения
представлений о разнообразии эстетического
осмысления мира

Выставки творческих работ обучающихся;
картин определенного художественного стиля
фотоотчетов об интересных школьных событиях

Оборудование спортивных, оздоровительнорекреационных и игровых площадок, доступных и
приспособленных для
обучающихся

Зоны активного и тихого отдыха в свободном
пространстве школы (мягкий уголок, стена для
записей)

Формирование познавательного интереса к чтению
через доступные
формы общего
пользования книгами

Стеллажи

свободного
книгообмена
вестибюле школы

в

Проявление фантазии и творческих способностей, Совместное благоустройство классных кабинетов
создающих повод длядлительного общения
силами педагогов, учащихся и их родителей
классного руководителя
со своими обучающимися;
Оформление пространства проведения
конкретных школьных событий

Событийный дизайн праздников, церемоний,
торжественных линеек, творческих проектов,
выставок, собраний, конференций и т.п.

Совместная с обучающимися разработка,
создание и популяризация особой школьной
символики, используемой как в школьной
повседневности, так и в торжественные

Символика класса и школы: флаг школы
(класса), гимн школы (класса), эмблема школы
(класса), логотип, элементы школьного
костюма и т.п.

моменты жизни образовательной организации
Благоустройство
различных
участков
пришкольной территории

Конкурсы творческих проектов

Акцентирование внимания обучающихся
посредством элементов
предметноэстетической среды на важных для воспитания
ценностях школы, ее традициях, правилах.

Стенды, плакаты, инсталляции

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда образовательной организации обогащает
внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует
позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через
такие формы работы с предметно-эстетической средой образовательной организации как:
*оформление интерьера школьных помещений (коридоров, лестничных пролетов и т.п.) и их
периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных
установок обучающихся на учебные и внеучебные занятия;
*размещение на стенах образовательной организации регулярно сменяемых экспозиций:
творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также
знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в
образовательной организации (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, встречах с
интересными людьми и т.п.);
*озеленение пришкольной территории;
*благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с
обучающимися своих классов, позволяющее ученикам проявить свои фантазию и творческие способности,
создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
*создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема
школы, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в
торжественные моменты жизни образовательной организации - во время праздников, торжественных
церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
*акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно- эстетической среды
(стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях образовательной организации, ее традициях,
правилах.

Модуль «Социальные практики»
Социальная практика представляет собой деятельность, направленная на развитие социальных
навыков, формирование и отработку индивидуальной модели социального поведения, получение опыта
социального действия. Именно социальное проектирование позволяет обучающимся решать основные
задачи социализации: формировать свою Я- концепцию и мировоззрение, устанавливать новые способы
социального взаимодействия с миром взрослых.
Одной их основных форм организации социальной практики является работа в рамках
конкретного модуля. Учащимся предлагаются долгосрочный проект «Спешите делать добро людям». В
рамках проектов учащиеся оказывают помощь людям, участвуют в работе пропаганды по дорожной и
пожарной безопасности вблизи школьной территории, а также среди прохожих. Участвуют во
Всероссийских акциях, раздают, изготовленные самостоятельно брошюры и плакаты, проводят лекции с
обучающимися младших классов. Организация совместных мероприятий МАОУ СОШ № 6 и клуба
"Надежда" (дети с ОВЗ) ЦВР, с Сысертским районным обществом инвалидов, с Советов ветеранов и
другими общественными организациями СГО и Свердловской области.
Ожидаемыми результатами такой работы являются повышенная социальная активность
обучающихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в
местном сообществе, положительные изменения в сознании детей и повышение уровня их общей культуры,
а также формирование навыков коллективной работы по реализации собственными силами реально
социально полезного дела.
Модуль «Волонтерская деятельность» (волонтерский отряд «Ритм»)
Волонтерство - это участие обучающихся в общественно-полезных делах, деятельности на благо
конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство позволяет школьникам проявить такие
качества как внимание, забота, уважение. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру,
умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.
Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом:
на внешкольном уровне:
*посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, проживающим в микрорайоне
расположения образовательной организации;
*привлечение обучающихся к совместной работе с учреждениями социальной сферы (детские
сады, детские дома, дома престарелых, центры социальной помощи семье и детям) - в проведении
культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений;
*участие обучающихся (с согласия родителей (законных представителей) к сбору помощи для
нуждающихся;
на уровне образовательной организации:
*участие обучающихся в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями
школы.
На базе образовательной организации создан волонтерский отряд «Ритм» (учащиеся с 14 лет).
Модуль «Экскурсии, походы»
Экскурсии, походы помогут школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об
окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться
к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях.
На экскурсиях и в походах создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся
самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда,
преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию
своего времени, сил, имущества.
Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
*регулярные пешие прогулки, экскурсии, походы выходного дня, организуемые в классах их
классными руководителями и родителями (законными представителями) школьников;

*экскурсионные поездки по территории СГО, Свердловской области и других городах РФ;
*турслёт с участие команд, сформированных из педагогов и детей согласно положения
мероприятия.
Модуль «Безопасность жизнедеятельности (пожарная безопасность, дорожная
безопасность, информационная безопасность, профилактика экстремизма и терроризма,
профилактика распространения инфекционных заболеваний»
Модуль «Безопасность жизнедеятельности» реализуется через систему классных
часов,общешкольных мероприятий, индивидуальные беседы. Для каждого класса разработан перечень
классных часов в рамках данного модуля,представленный в и индивидуальных планах воспитательной
работы.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы:
*«Уроки доброты», классные часы, интерактивные игры для формирования толерантного
отношения друг к другу, умения дружить, ценить дружбу;
*интерактивные беседы для формирования у обучающихся культуры общения (коммуникативные
умения), формирование умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою
неправоту в случае ошибки;
*реализация интегрированной программы «Мой выбор», направленной на позитивное отношение к
ЗОЖ;
*реализация программ дополнительного образования направленных на формирование ценностного
отношения к своему здоровью, расширение представления учащихся о здоровом образе жизни формировать
потребность в соблюдении правил здоровогообраза жизни, о здоровом питании, необходимости
употребления в пищу. продуктов, богатых витаминами, о рациональном питании;
*организация работы отрядов ЮИД, ДЮП;
*работа Службы школьной медиации, Совета профилактики.
На индивидуальном уровне:
*консультации, тренинги, беседы, диагностика.
Раздел IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗАВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой
школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и
последующего их решения.
Основные принципы осуществления самоанализа воспитательной работы в школе, являются:
*принцип гуманистической направленности самоанализа (уважительное отношение как к
воспитанникам, так и к педагогическим работникам);
*принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания (изучение не количественных его
показателей, а качественных - таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и
отношений между обучающимися и педагогическими работниками);
*принцип
развивающего
характера
самоанализа
(использование
результатов
для
совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими
цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов,
форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности);
*принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся
(понимание того, что личностное развитие обучающихся - это результат как социального воспитания (в
котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и
саморазвития обучающихся).

Основные направления самоанализа воспитательной деятельности:
№
п/п

Направление

Критерии

1.

Результаты
воспитания,
социализации и
саморазвития
обучающихся

Динамика
личностного
развития
обучающихся
каждого
класса

2.

Состояние
совместной
деятельности
обучающихся и
взрослых

Наличие
интересной,
событийно
насыщенной и
личностно
развивающей
совместной
Деятельности
обучающихся и
взрослых

Способ
получения
информации
Педагогическое
наблюдение (в
протокол МО наличие
проблем)
Беседы с
обучающимися и
их родителями,
педагогическими
работниками,
лидерами класса и
школы.

Ответственные
Классные
руководители,
заместитель
директора

Оценочный
инструментарий
Анкетирование

Заместитель
Анкеты (опросы)
директора
для учащихся и
Классные
родителей по итогам
руководители,
проведения
Активные
воспитательных
родители
мероприятий

Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса:
1.Анализ результатов воспитания, социализации и саморазвития и личностного развития
школьников каждого класса выявил следующие проблемы:
*недостаточность развития умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах
деятельности, умения находить выходы из спорных ситуаций;
*недостаточная сформированность ответственного отношения к учению, готовности и
способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования;
*недостаточная сформированность мотивации к участию в школьном самоуправлении и
общественной жизни.
*трудности в профессиональном самоопределении.
2.Управление воспитательным процессом в образовательной организации
Большинство педагогов имеют чѐткое представление о нормативно-методических документах,
регулирующих воспитательный процесс в школе, о своих должностных обязанностях и правах, сфере своей
ответственности. Администрацией создаются условия для профессионального роста педагогов в сфере
воспитания (курсы повышения квалификации, участие в панораме педагогического опыта, интерактивные
обучающие семинары). Разработаны и пошагово внедряются критерии оценки качества деятельности
классных руководителей со своими воспитанниками.
3.Ресурсное обеспечение воспитательного процесса в образовательной организации.
В школе созданы необходимые условия для организации воспитательной работы, проведения
мероприятий, спортивных соревнований, мероприятий для всех участников воспитательного процесса,
организации встреч с интересными людьми, а также проведения профилактической работы.Для проведения
различного рода мероприятий активно используется спортивный зал, холлы первого и второго этажа.
Актового зала школа не имеет. В соответствии с современными требованиями к обеспечению учебновоспитательного процесса школа информатизирована. Создан школьный информационно-библиотечный
центр. Функционирует Служба школьной медиации (примирения). Используются ресурсы социальных
партнёров.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».