Содержание программы:
1. Пояснительная записка.
2. Нормативное обеспечение программы.
3. Цели и задачи реализации программы.
4. Аспекты и этапы реализации программы.
5. Содержание профориентации в условиях непрерывного образования.
6. Основные формы работы.
7. Направления работы.
8.Структура деятельности педагогического коллектива по проведению
профориентационной работы в школе.
9. Оценка эффективности профориентационной работы.
10. Сроки реализации программы.
11. План мероприятий профориентационной работы в школе.
1. Пояснительная записка.
Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают
выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому
взглянуть на организацию профориентационной работы в школе.
Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых
знаний, но и обладать такими личностными качествами, позволившие им
реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Концепция
профильного обучения, предложенная Правительством России предполагает,
что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего
дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на
основную школу, где в 8-х и 9-х классах должна осуществляться
предпрофильная подготовка.
Существенное отличие современного понимания профориентационной
работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии
каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у
учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный
профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть
профессионально мобильными.
В широком смысле слова профориентация - система общественного и
педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к
сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий,
обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по
формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к
сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной
степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной
профессии.
Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
Программа определяет основные пути развития формирования у подростков
профессионального самоопределения.
Актуальность проблемы. Анализ практики работы с молодежью на рынке
труда свидетельствует о наличии проблем в системе профессионального
становления выпускников образовательных учреждений общего образования.
Одна из таких проблем – несоответствие между потребностями рынка труда
с одной стороны и мотивацией, характерологическими особенностями и
профессиональными качествами работников, с другой.
Спрос на рабочую силу высокой квалификации и несоответствие перечня
профессий и программ подготовки специалистов требованиям рынка труда
существенно сокращает возможности трудоустройства молодежи.
Таким образом, формирование у молодежи мотивации к труду и
потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии
становятся приоритетными в системе общего образования, а роль и значение
профессиональной ориентации и психолого-педагогической поддержки в
личностно-профессиональном становлении молодежи возрастает.
2.Нормативное обеспечение программы.
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032 -1 «О занятости
населения в Российской Федерации»;
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
- постановление Министерства труда и социального развития Российской
Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о
профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в
Российской Федерации».
-Трудовой
кодекс РФ, Федеральный закон от 19.04.1991 No1032-1 (ред.
от 02.07.2013 No185-ФЗ) «О занятости населения в РФ».
-Положение о профессиональной ориентации и психологической
поддержке населения в Российской Федерации, утвержденное
постановлением Министерства труда и социального развития РФ от
27.09.1996 No1.
-Приказ Минобразования РФ от 18.07.2002 No 2783 «Об утверждении
Концепции профильного обучения на старшей ступени общего
образования».
-Совместный приказ Минтруда России и Минобрнауки России от
27.08.2013 No390/985 «О межведомственном координационном совете
по профессиональной ориентации молодежи».
3.Цели и задачи профориентационной работы.
Цель: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе
выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной
деятельности.
Задачи:
- научить постановке дальних и ближних профессиональных целей, помочь
определить свою готовность к достижению профессиональных целей,
осознать трудности в достижении профессиональных целей и найти пути их
преодоления;
- помочь сопоставить свои возможности с требованиями выбираемых
профессий;
- формировать у учащихся и выпускников школы мотивационной основы для
получения начального и среднего профессионального образования и выбора
ими рабочих профессий;
- повышать информированность учащихся об основных профессиях, по
которым наблюдается или планируется существенный дефицит кадров.
4.Аспекты и этапы реализации программы профориентационной
работы.
Профессиональная ориентация - это многоаспектная система,
включающая
в
себя
просвещение,
воспитание,
изучение
психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики,
организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по
психологии. Это неслучайно, так как только на них происходит прямое
воздействие на психику школьника через специально организованную
деятельность общения.
Можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический,
психолого-педагогический, медико-физиологический.
Социальный аспект заключается в формировании ценностных
ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается
акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной
сферы.
Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии
молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями
личности (изучение рынка труда).
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности,
формировании
профессиональной направленности (способность к
осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно
значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как
разработка критериев профессионального отбора в соответствии с
состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к
личности кандидата.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников
можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы
в школе:
1 - 4 классы:
-формирование у младших школьников ценностного отношения к
труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
-развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной
на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе
социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5 - 7 классы:
-развитие у школьников личностного смысла в приобретении
познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
-представления о собственных интересах и возможностях
(формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в
различных сферах социально-профессиональной практики: технике,
искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому
способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые
позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями,
предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы:
-уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и
других курсов по выбору;
-групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и
формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
-формирование
образовательного
запроса,
соответствующего
интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы:
-обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию,
формирование профессиональных качеств в избранном виде труда,
коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной
деятельности.
5.Содержание профориентации в условиях непрерывного образования.
Решение задач профориентации осуществляется в различных видах
деятельности
учащихся
(познавательной,
общественно
полезной,
коммуникативной, игровой, производительном труде).
С этой целью в школьные планы работы необходимо включать вопросы
профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого
классного руководителя – раздел профориентация.
Ответственным за профориентационную работу в школе являются
заместитель директора по воспитательной работе. Помощь классным
руководителям в организации этого блока работы также оказывают педагог психолог, педагог-организатор, учитель ОБЖ, учитель технологии.
Одной из составляющих сторон системы профориентации является
диагностика профессиональной направленности учащихся.
6.Основные формы работы
Самыми распространенными мероприятиями профориентационной
работы являются уроки профориентации, участие в конкурсах, связанных с
выбором профессии.
№
Форма работы
Краткое описание
п/п
1
Профпросвещение Начальная
профессиональная
подготовка
школьников
осуществляется
через
уроки
технологии, организацию курсов ВД и т.д.
2
Профинформация Система мер по ознакомлению учащихся:
-с ситуацией в области спроса и предложения на
рынке труда
-с характером работы по основным профессиям и
специальностям.
3
Профконсультация Оказание помощи в выборе профессии путем
изучения личности школьника с целью выявления
факторов, влияющих на выбор профессии.
7. Направления работы.
Организационно-методическая деятельность:
-работа координаторов по профориентационной работе с учащимися;
-методическая помощь учителям в подборке материалов и
диагностических карт.
Работа с учащимися:
-комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических
мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
-консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные,
групповые);
-анкетирование;
-организация и проведение экскурсий;
-встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Работа с родителями
-проведение родительских собраний, (общешкольных, классных,
совместно с учащимися);
-лектории для родителей;
-индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
-анкетирование родителей учащихся;
-привлечение родителей учащихся для организации досуговой
деятельности учащихся;
-помощь родителей в организации временного трудоустройства
учащихся в каникулярное время;
-избрание родительского комитета школы из представителей
родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся,
готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку
самоопределения школьников;
8. Структура деятельности педагогического коллектива по проведению
профориентационной работы в школе.
Координатор
деятельности
заместитель директора
по
воспитательной работе, в функции которого входят:
-выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за
педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью
согласования и координации их деятельности;
-поддержание
связей
общеобразовательного
учреждения
с
социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся
основной и средней школы;
-планирование работы педагогического коллектива по формированию
готовности учащихся к профессиональному самоопределению в соответствии
с концепцией и образовательной программой общеобразовательного
учреждения;
-осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического
коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников,
классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной
работы, направленной на самоопределение учащихся;
-проведение педагогических советов, производственных совещаний по
проблеме профессионального самоопределения старшеклассников;
-создание ученических производственных бригад, организация летней
трудовой практики;
-организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах
разного уровня;
-организация
системы
повышения
квалификации
классных
руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме
самоопределения учащихся;
-осуществление контролирующих функций работы классных
руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме
профессионального самоопределения учащихся.
Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную
программу и план воспитательной работы школы:
-составляет для конкретного класса план педагогической поддержки
самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы,
средства, активизирующие познавательную, творческую активность
школьников;
-организует индивидуальные и групповые профориентационные
беседы, диспуты, конференции;
-помогает
обучающемуся
проектировать
индивидуальную
образовательную траекторию, моделировать варианты профессионального
становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять
собственное портфолио;
-организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на
предприятия;
-оказывает
помощь
школьному
психологу
в
проведении
анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
-проводит родительские собрания по проблеме формирования
готовности учащихся к профессиональному самоопределению;
-организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами
вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Учитель-предметник:
-способствуют развитию познавательного интереса, творческой
направленности личности учащихся, используя разнообразные методы и
средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы,
конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы
стенных газет, домашние сочинения и т.д.;
-обеспечивают
профориентационную
направленность
уроков,
формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
-способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
-проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей
учащихся;
-адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса,
особенностей учащихся.
Библиотекарь:
-регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь
выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
-изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им
литературу, помогающую в выборе профессии;
-организует выставки книг о профессиях и читательские диспутыконференции на темы выбора профессии;
-регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и
отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и
т.д).
Школьный психолог:
-изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся;
-осуществляет
мониторинг
готовности
учащегося
к
профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их
родителей;
-проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
-проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и
педагогов на тему выбора;
-осуществляет психологические консультации с учётом возрастных
особенностей учащихся;
-способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
-оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке
интересов и склонностей учащихся;
-создает базу данных по профдиагностике.
9.Оценка эффективности профориентационной работы
К
основным
результативным
критериям
и
показателям
эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится;
-достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без
ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой
профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора.
Показателем достаточности информации в данном случае является ясное
представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее
получения, потребностей общества в данных специалистах;
-потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели
сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе
профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по
получению необходимой информации о той или иной профессии, желание
(не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных
областях
деятельности,
самостоятельное
составление
своего
профессионального плана;
-уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е.
сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным
исследований жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к
труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в
обоснованном выборе профессии;
-степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он
сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет
зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что
только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно
полную и адекватную информацию о его профессионально важных
качествах;
-наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.
Показателем обоснованности является умение соотносить требования
профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те
из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной
деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность
последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.
В
качестве
процессуальных
критериев
эффективности
профориентационной работы выделяются следующие:
-индивидуальный
характер
любого
профориентационного
воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера
семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития
профессионально важных качеств);
-направленность
профориентационных
воздействий
на
всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе
профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях
профессиональной
деятельности,
пробуждение
активности
в
самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и
определении профессионального плана).
Ожидаемые результаты реализации Программы.
- создание системы профессиональной ориентации в школе;
- изменение отношения учащихся к трудовой деятельности по рабочим
профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда;
- повысить мотивацию учащихся к труду;
- оказать адресную помощь учащимся в осознанном выборе будущей
профессии;
- обучить подростков основным принципам построения профессиональной
карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных
социальных условиях.
10.Сроки реализации Программы: 2021 – 2022 учебный год.
11. План мероприятий по профориентации учащихся
Цели
оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора
профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
выработка у школьников сознательного отношения к труду,
профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы
деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с
учетом требований рынка труда.
Задачи:
получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях
учащихся для разделения их по профилям обучения;
обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения
за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на
уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых
легко спрогнозировать сложности трудоустройства (это наши «трудные»,
дети из неблагополучных семей);
выработка гибкой системы взаимодействия старшей ступени школы с
учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с
предприятиями города.
№
п/п
Мероприятия
Срок
выполнения
1. Нормативно-правовое обеспечение
Изучение нормативно-правовых
июнь-август
документов. Разработка плана
профориентационной работы в
школе на текущий учебный год.
Ответственны
е исполнители
Зам.директора
по УВР
Чухонцева Л.Н.
Зам.директора
по ВР Павлова
О.С.
Зам.директора
по ПР
Деменьшина
М.Н.
Педагогпсихолог
Плотникова
Д.С.
2. Информационно-методическое и кадровое обеспечение
2.1 Изучение методических
В течение
Администрация
рекомендаций по организации
учебного года
школы,
профориентационной работы
классные
среди обучающихся.
руководители
2.2 Определение перечня курсов по
сентябрь
Зам.директора
выбору с учащимися 9 и 11
по УВР
классов.
Чухонцева Л.Н.
учителяпредметники
2.3 Расстановка кадров для ведения
сентябрь
Зам.директора
курсов по выбору и
по УВР
профориентационной работы
Чухонцева Л.Н.
3. Обеспечение условий для формирования социально-экономического
профориентационного пространства школы
3.1 Профориентационная работа
Сентябрь
Зам.директора
«Твой выбор»
по ВР Павлова
О.С.
Классные
руководители
3.2 Тестирование учащихся 9 и 11
ноябрь
Педагогклассов «Склонности и
психолог
профессиональная направленность»
Плотникова
Д.С.
Классные
руководители
1.1
3.3
3.4
Провести диагностические
методики среди учащихся 9-11
классов с целью выявить у
школьников особенности развития
самооценки, профессиональную
направленность, узнать о личных
профессиональных планах.
Проведение профориентационных
игр среди учащихся 9-11 классов
февраль
Педагогпсихолог
Плотникова
Д.С.
Классные
руководители
В течение года
по плану работы
классных
руководителей
октябрь
Классные
руководители
3.5
«День самоуправления в школе»
3.6
Провести тематические классные
По плану
часы профориентационной
классных
направленности:
руководителей
6-11 классы –
«Мир профессий»
«Профессии моего края»
«Мои планы на будущее»
«Профессионализм. Что это?»
«Планирование
профессиональной карьеры»
Проведение обзорных и
По мере
тематических профориентационных
согласования с
экскурсий с целью ознакомления
руководителями
работы предприятий, условий труда,
предприятий
технологическим процессом
Содействие временному
По согласованию
трудоустройству обучающихся во
время летних каникул
3.7
3.8
Использование в
профориентационной работе
Internet-ресурсов
3.10 Информирование учащихся и их
3.9
Постоянно
Постоянно
Зам.директора
по ВР Павлова
О.С.
Педагогорганизатор
Плотникова
Д.С.
Совет
старшеклассников
Зам.директора
по ВР Павлова
О.С.
Классные
руководители
Зам.директора
по ВР Павлова
О.С
Классные
руководители
Начальник
трудового
лагеря
Микушина Т.Л.
Классные
руководители
Администрация
семей
об
образовательных
возможностях
территориально
доступной им образовательной
среды начального и среднего
профессионального образования.
3.11 Информирование учащихся и их
родителей, педагогов школы о
проблемах занятости на местном и
региональном рынке труда.
3.12 Педагогический совет по вопросу
трудоустройства выпускников 9 и
11 классов
3.13 Взаимодействие со специалистами
Центра занятости населения,
социальными партнёрами
школы
Классные
руководители
Постоянно
август
В течение
учебного года
3.14 Участие учащихся в конкурсах
учреждений доп.образования по
направлению профориентации
В течение
учебного года
3.15 Оформление информационных
стендов «В мире профессий», «Тебе
выпускник» в фойе школы, в
школьной библиотеке
В течение
учебного года
3.16 Библиотечные часы, встречи с
интересными людьми «В мире
профессий»
В течение
учебного года
Администрация
школы
Классные
руководители
Администрация
школы
Зам.директора
по ВР Павлова
О.С
Классные
руководители
Зам.директора
по ВР Павлова
О.С
Классные
руководители
Учитель
технологии
Чуркина Н.А.
Зам.директора
по ВР Павлова
О.С.
Зам.директора
по УВР
Чухонцева Л.Н.
Зав.школьной
библиотекой
Мухлынина
А.В.
Зам.директора
по ВР Павлова
О.С
Классные
руководители
Зав.школьной
библиотекой
Мухлынина
А.В.
3.17 Проведение родительских собраний
«Роль семьи в определении
будущей профессии учащихся»,
«Как помочь ребёнку выбрать
профессию»
ноябрь
март
3.18 Участие в проекте WorldSkills
Russia
6-11 классы
В течение
учебного года
3.19 Участие учащихся 1-11 классов в
досуговой деятельности
профориентационного направления
В течение
учебного года
3.20 Участие учащихся 9-11 классов в
профсменах для учащихся СГО
По особому
графику
Зам.директора
по ВР Павлова
О.С
Зам.директора
по УВР
Чухонцева Л.Н.
Педагогпсихолог
Плотникова
Д.С.
Классные
руководители
Зам.директора
по ВР Павлова
О.С.
Классные
руководители
Зам.директора
по ВР Павлова
О.С.
Педагогорганизатор
Плотникова
Д.С.
Классные
руководители
Зам.директора
по ВР Павлова
О.С.
Классные
руководители